--:-- 18 октября +3°C Оренбург
USD 65,40 EUR 75,65 Нефть Brent 80,05
Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

На заре существования СССР происходили не только радикальные идеологические и политические трансформации, но и заметные социально-психологические перемены. В начале 1920-х гг. по всей стране началась сексуальная революция, которая привела к настоящей дискредитации института семьи и брака и появлению организаций, пропагандирующих альтернативные традиционным нормам культурные ценности. Таким было общество «Долой стыд!», участники которого маршировали обнаженными по улицам Москвы, демонстрируя свободу от «буржуазных предрассудков».

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Иллюстрация к сборнику сценариев агитационных комсомольских спектаклей

В Краснодаре, по воспоминаниям очевидца событий А. Трушновича, в 1922 г. происходило следующее: «Совершенно голый, украшенный только лентой с надписью «Долой стыд», оратор на площади Краснодара кричал с трибуны: «Долой мещанство! Долой поповский обман! Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха!». Проходя там вечером, я увидел поваленную трибуну, «сына солнца и воздуха» избили».

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

В 1922 г. стало популярным движение «За новый быт» с лозунгом «Долой кухонное рабство!»

Голые демонстрации проводили не из-за бесстыдства или раскрепощенности, а с фундаментальным идеологическим обоснованием: «Одежду носят наживающиеся на эксплуатации буржуи. Мы – не буржуи, поэтому должны отвергнуть одежду!». Мотивацией служили даже идеи дарвинизма: «Человек произошел от обезьяны. Значит, люди – животные. Животные не носят одежду. Следовательно, мы тоже не должны носить одежду».

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Идеолог общества «Долой стыд!» Карл Радек

Идеологом и одним из основателей движения был друг Льва Троцкого, революционер Карл Радек. Это именно он возглавил колонны обнаженных людей новой формации, марширующих нагишом по Красной площади.

Н. Кузьмин называл его «эротоманом с крайне отталкивающей внешностью». По некоторым сведениям, к обществу имела отношение и Александра Коллонтай, проповедница свободной революционной любви.

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Идеолог общества «Долой стыд!» Карл Радек и шарж Н. Бухарина

Самые массовые демонстрации проходили в 1924-1925 гг. По свидетельствам очевидцев в обнаженных демонстрациях принимало участие до 10 000 человек. Голыши выступали на площади с шокирующими лозунгами, обращенными к гражданам СССР: «Мы уничтожили чувство стыда! Посмотрите на нас, и увидите свободных мужчин и женщин, истинных пролетариев, сбросивших оковы символов буржуазных предрассудков!».

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Идеолог свободной любви Александра Коллонтай

Обнаженные «долойстыдисты» не только маршировали по улицам, но и ездили в общественном транспорте. М. Булгаков в сентябре 1924 г. оставил в дневнике такую запись: «Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо «Долой стыд». Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась».

Художница Северцова-Габричевская рассказывала о реакции прохожих: «Кто-то хохотал до слёз, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: «Апокалипсис! Конец света!» и растерянно спрашивали у прохожих: «Что ж это? И нас заставят раздеться?».

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Идеолог свободной любви Александра Коллонтай

Движение «Долой стыд!» привело и к фантастическому росту числа «натуристов» (нудистов) в СССР.

Иностранные корреспонденты, работавшие в начале 1930-х гг. в Москве, оставили об этих событиях немало письменных свидетельств. Так, американский журналист Кникерборгер говорил, что натуристы в СССР исчисляются сотнями тысяч. А бельгийский консул Жозеф Дуйе вспоминал: «В 1925 году при одобрении советского правительства образовалось общество «Долой стыд!». Для пропаганды этого эксцентричного общества представители движения  посещали города: Харьков, Ростов, Минеральные Воды и многие другие. Я лично видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Демонстрации были не только такими…

К сожалению, документов об этом движении сохранилось очень мало. Преимущественно это воспоминания современников. Исследователь С. Агарков объясняет это так: «Коммунистическая партия в дальнейшем очень негативно отзывалась о том непродолжительном периоде сексуальной раскрепощенности, когда вся страна пропагандировала сексуальную свободу и распущенность. Достать снимки, протоколы и документы об обществе «Долой стыд!» практически невозможно, как и многие документы НКВД, они засекречены на долгие годы. Фотографии демонстраций на Красной площади, – а их несколько десятков, – так упрятаны в архивы, теперь уже не КГБ, а ФСБ, что до них невозможно докопаться никому, невзирая на должности и статусы…».

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Карикатура на общество «Долой стыд!» и на стыдливого наркома Семашко, 1924-25 гг.

В народе движение «долойстыдистов» не вызывало ничего, кроме возмущения. В конце концов на это пришлось обратить внимание и партийному руководству. Нарком здравоохранения Н. Семашко вынес обществу такой вердикт: «Подобное поведение необходимо самым категорическим образом осудить со всех точек зрения. Во-первых, жестоко ошибаются, когда думают, что если ходить голым, то это будет самая настоящая «революционность»… Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения. Нельзя подставлять своё тело под пыль, дождь и грязь… В-третьих, очень спорно, содействует ли это дикое новшество развитию советской нравственности».

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Утренняя гимнастика. Фото А. Родченко, 1932

Вскоре это движение исчезло само собой, и «натуристы» не разгуливали по улицам, а загорали летом в безлюдных местах, что тоже вызывало немало споров.

СССР Общество «Долой стыд» История. Красная лента на голое тело

СССР Сексуальная революция—Лиля Брик (Лиля Уриевна Каган)

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Часть 2

«Долой стыд!», или Свободная любовь по-советски

Получив власть, Советы начали перекраивать жизнь советского человека. Изменения затрагивали все стороны жизни человека, в том числе линчую жизнь. Евгений Замятин в антиутопии «Мы» описывал интимные отношения как единственную сторону жизни человека, которая скрывалась. В 20-х годах СССР наоборот, это был самый обсуждаемый и открытый вопрос.

«Бунт чувственности»


Принято считать, что ceкcуальная революция свершилась в 60-х года прошлого века, и это связано с движением хиппи и его главным лозунгом (seх, drugs and rock-n-roll). На самом же деле, настоящая революция межполовых отношений состоялась в 20-х годах, и к тому же на государственном уровне.

Ленин признавал, что «бунт чувственности» — необходимая составляющая для образа нового, советского человека. Вопросы интимного характера выносили на обсуждение партии РСДРП еще до 1917 года. На третьем съезде Ленин поручил Троцкому изучить и разработать теорию отношения между мужчиной и женщиной. Причем еще в 1904 году Ленин писал, что «раскрепощение духа чувственности… поможет выплеснуть сгусток энергии для победы социализма».
Советский вождь не собирался угнетать человеческие потребности в ласке, а на их основе построить здоровое социалистическое общество.

Австрийский психолог Вильгельм Райх в своей работе привел выдержку переписки по этому вопросу Троцкого и Ленина в 1911 году. Троцкий, как идеолог новых интимных отношений, пишет: «любовное угнетение – главное средство порабощения человека. Пока угнетают, речи о свободе быть не может. Семья как институт себя изжила» Ленин вторит: «…не только семья. Все запреты о вопросах интимного характера надо снять. Стоит применить опыт суфражисток и разрешить однополую любовь в том числе».

Декрет о личной жизни

Декреты большевиков на интимную тематику предлагали бОльшую свободу, чем можно представить. В группе декретов «о гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния», «об отмене брака» был декрет «об отмене наказания за сексуальные отношения мужчины с мужчиной».

Эти декреты давали женщине возможность «материального и интимного самоопределения». Согласно декретам, интимный (брачный) союз легко заключали и легко расторгали.

Появился Институт социальной гигиены во главе с Григорием Баткисом. В 1919 году Баткис докладывал, что «брак, любовные отношения стали личным делом. Количество интимных извращений из-за раскрепощения нравов стало меньше». Как раз в это время появилась теория о простом получении желаемого, «как о стакане воды».

Ситуация с раскрепощением была удивительной для многих. Герберт Уэллс отмечал, что «слишком просто» в СССР относятся к вопросам интимного характера.

Страна с решенным половым вопросом

В декабре 1918 года в Петрограде прошла демонстрация в честь декрета «Об отмене брака». В честь этого по центральным улицам города с шествием прошлись лесбиянки с плакатами «Долой стыд!». Ленин был положительно настроен: так держать, товарищи! В этом же 1918 году прошел еще один парад с плакатами «Долой стыд!», когда и мужчины, и женщины прошлись по улицам города без одежды и нижнего белья.

В Москве в 1924-1925 существовало движение радикальных нудистов «Долой стыд!» Основной идеей участников движения было равноправие по признаку наготы, ведь пока есть одежда, будет негласное деление людей по уровню достатка и возможностей. Участники движения ходили по Москве голышом, на них была только ленточка «Долой стыд!».

Историки связывают появление этого движения как логичное продолжение «морального разложения» советских людей. Вслед за свободой интимных отношений, разрешением абортов, коммун — это был следующий шаг интимной свободы личности. В декабре 1925 на 14 съезде ВКП(б) Бухарин обрушился критикой на движение нудистов. После этого милиция стала пресекать нахождение москвичей в голом виде.

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Половое просвещение

Отношения изменились не только между мужчиной и женщиной. Теперь брак тоже стал личным делом каждого. Женились и разводились свободно. Если брак распадался, то алименты выплачивались только полгода. Александра Коллонтай много работала над «Кодексом о браке». Она писала, что необходимо уделять внимание интимному просвещению школьников, начинать стоит в 12-13 лет, в начале полового созревания. Если этого не сделать, то ранняя беременность, разочарование в интимных отношениях обеспечено.

Большевики прислушались к Коллонтай и запустили масштабную акцию по искоренению невежества в половом вопросе у школьников. Но если в больших городах обсуждения на интимные темы встречали более-менее свободно, то в российской глубинке с косностью мышления было трудно бороться. К тому же было мало преподавателей интимных отношений. Поэтому с 1919 по 1925 года в СССР привезли около 300 специалистов из стран Европы. Преподаватели были в восторге: столько работы, какой простор! Как много свободы! К слову, СССР была одной из первых стран, которая официально признала труды Зигмунда Фрейда.

Проводилось много семинаров на интимные темы, люди свободно обсуждали вопросы «насколько естественна интимность ребенка?» Ожидаемо был высокий рост рождения детей вне брака. В 1923 году больше половины детей были внебрачными, так как они рождались в контексте «гражданского брака».

Тема абортов также обсуждалась свободно, ведь они освобождали женщину. Выросло производство презервативов, создавались новые контрацептивы, таблетки для оплодотворения женщины, для повышения интимной силы у мужчин.

Конечно, перекосы в интимном воспитании иногда случались. Например, в Вологде существовало такое положение: «каждая комсомолка, рабфаковка или другая учащаяся, которой поступило предложение от комсомольца или рабфаковца вступить в половые отношения, должна его выполнить. Иначе она не заслуживает звания пролетарской студентки».

Шведская (советская) семья

В нашем понимании шведская семья – это группа лиц и мужского и женского пола, которая в большом количестве проживает на одной территории. Оказывается, это советское «изобретение».

Считалось, что брак – это пережиток прошлого, а комсомольская семья – образ семьи будущего. Добровольно в такой советской «шведской семье» проживало по 10, по 12 человек, и мужчин, и женщин. Совместно вели хозяйство, ели, стирали, готовили, убирали и предавались интимным утехам. В отличие от шведской семьи, в советских коммунах дети – нежелательный элемент, ведь воспитание требовало времени, а советские люди строили коммунизм. Если же «казус» случался, то дитя отвали в интренат на воспитание. Постепенно идея половой коммуны распространилась по всему союзу.

Образцом коммуны считалось поселение Болшево. Его создали по распоряжению Дзержинского в 1924 году. В поселении проживало примерно тысяча преступников от 12 до 18 лет, соотношение девочек и мальчиков было неравномерным. Девочки и мальчики жили в общих казармах, поощрялись «совместные сексуальные опыты». Коммуна в Болшево до сих пор остается самым крупным образцом «шведской» семьи в мировой истории.

Завершение революции

С приходом Сталина к власти все поменялось, в том числе и отношение к интимному вопросу. Индустриализация требовала полной концентрации, без траты сил на любовные похождения и воспитание детей. Поэтому «чувственность» стала порицаться на уровне властей, семья снова стала основой общества, а моногамные чувства перестали отвергаться.

Так как за личную жизнь советского человека снова взялось государство, то «посыпались» новые указы взамен старым. Сначала отменили декрет «об отмене брака», потом на законодательном уровне запретили аборты в 1934 году.

Позже Калинин подписал указ о запрете интимных отношений между мужчинами. И, конечно, не обошлось без арестов представителей сексменьшинств в СССР. Программы по интимному воспитанию прекращались, на долгие годы возвращалось на сцену порицание свободных нравов и любой повышенной сексуальности.

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Часть 3

Из истории вопроса

Фридрих Энгельс писал: «В каждом крупном революционном движении вопрос о «свободной любви« выступает на первый план. Для одних это революционный прогресс, освобождение от старых традиционных уз, переставших быть необходимыми, для других — охотно принимаемое учение, удобно прикрывающее всякого рода свободные и легкие отношения между мужчиной и женщиной».

Ему вторил Владимир Ленин: «В эпоху, когда рушатся могущественные государства, когда разрываются старые отношения господства, когда начинает гибнуть целый общественный мир, в эту эпоху чувствования отдельного человека быстро видоизменяются. Подхлестывающая жажда разнообразия и наслаждения легко приобретает безудержную силу… В области брака и половых отношений близится революция, созвучная пролетарской революции».

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Александра Коллонтай писала в 1923 году в нашумевшей статье «Дорогу крылатому Эросу»: «В годы обостренной Гражданской войны и борьбы с разрухой (…) для любовных «радостей и пыток« не было ни времени, ни избытка душевных сил… Мужчина и женщина легко, много легче прежнего, проще прежнего сходились и расходились… Явно увеличивалось свободное, без обоюдных обязательств общение полов, в котором двигателем являлся оголенный, не прикрашенный любовными переживаниями инстинкт воспроизводства…»

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Все это вылилось просто в феерию разврата и половой распущенности. Вплоть до того, что нудисты устраивали свои парады как символ нового строя — «Долой стыд».
Меркой поведения нового порядка коммунистической молодежи среди комсомольцев вводилось сексуальная раскрепощенность, где политическая сознательность комсомолки определялась готовностью отдаваться каждому обратившемуся к ней комсомольцу.

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

В отдельных городах даже издавались декреты об национализации женщин и упразднения старого представления о браке как единственной допустимой формы вступлении в сексуальную связь. Под национализацией женщин понималось вовлечение их в сексуальные связи с неограниченным кругом незнакомых мужчин, отказ от чего расценивался как вредительство.

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

Потом, правда, когда коммунисты окончательно пришли к власти победив в гражданской войне, они спохватились. Видимо, им стало стыдно за моральный облик молодого советского государства перед всем миром, и они мгновенно ужесточили требования к половой свободе.
А из открытых архивов было старательно вычищено все то, что напоминало об уже прошедшем развратном времени.

Хоть сейчас коммунисты и заявляют, что ничего подобного не было, а если и было, то со стороны анархистов и меньшевиков.

Общество «Долой стыд!» и теория «Стакана воды».
Александра Коллонтай.

Долой стыд: Сексуальная коммунистическая революция

 

Теория «стакана воды» заключалась в следующем: Коллонтай и Цеткин популяризировали такую позицию: «Если мне хочется пить, то я беру стакан воды. А если мне хочется е…ться — то беру мужика».

На что Ленин возразил в одной своей статье: «Пить, конечно, надо, но не из лужи или стакана, края которого захватаны десятком губ».

Вам понравилась статья? Поделитесь ей в соцсетях!

Возможно вам понравится и это: Девушки СССР

Обязательно напиши комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *